Перейти к основному содержанию

Первый тренинг по внедорожной езде

Первый в нашей компании курс эндуро-обучения состоялся в Красной Поляне в последних числах октября. Забегая вперед, скажу, что погода не заставила нас скучать, так как за те три дня, что мы провели с нашими учениками за окном были как комфортные +22, так и жаркие +27; ну а последний день мы провели под небольшим дождём, который периодически сменялся ливнем. «Настоящее эндуро!» - именно так мы резюмировали состоявшийся тренинг. Но обо всем по порядку.

Обучение проводили Гришин Роман, опытный мотоинструктор, многократный призер различных эндуро-соревнований, абсолютный чемпион России по ралли-рэйдам 2008, один из лучших гидов в компании «Русмототревел» и просто отличный человек, и автор сей статьи – Алешанов Антон, который скорее выполнял функции юного подмастерья. Данный курс мы готовили исходя из личного опыта наших самых опытных гидов, успевших объехать пол мира и много чего повидать, а также ребят из коллектива «Эндуро23», которые организуют покатушки на легких эндуриках по горным окрестностям Сочи.

 

Итак, после прибытия всех участников обучения (а их в итоге было 4 человека) в отель Райский Домик в Красной Поляне, мы приступили к процессу обучения. Первый день был разбит на две части. С утра группу ждала 2-х часовая лекция, специально подготовленная Романом для данного курса. В течение этого времени было рассказано много интересного и познавательного о базовых принципах управления мотоциклом, и о частных случаях передвижения на тяжелом эндуро. Некоторое время Роман посвятил физике управления мотоциклом, то чему нас не учат в школах, и что не так легко найти на просторах Рунета. Может показаться, что прослушивание данного материала лишнее – мол и так все всё знают и понимают; чего зря штаны просиживать. Но это в корне неверно. Многие из нас не до конца понимают, что делают во время управления мотоциклом. Мы многое делаем по наитию, думая, что все так и должно быть. Если все это сопровождается безаварийным вождением в городской среде, то в конечном итоге это приводит к переоценке своих возможностей в условиях бездорожья и, как следствие, к падениям и травмам. Так что, господа, «учиться, учиться и еще раз учиться»! По окончании лекции Роман провел общий инструктаж по движению нашей группы в колонне, распорядку следующих дней, и перешел к выдаче мотоциклов. Наши участники заранее выбрали подходящие себе мотоциклы, и в итоге парк на время обучения состоял из F700GS, F800 GS и R1200 GS, на котором один из наших гостей приехал самостоятельно. На 700-ку и 800-ки мы установили внедорожную резину Metzeller Karoo 3, низкое ветровое стекло и сняли все кофры. 1200-й был подготовлен владельцем самостоятельно.

После получения мотоциклов и обеда мы отправились отрабатывать полученные теоретические знания на подготовленную площадку, находящуюся в 20 километрах от отеля. По прибытию на площадку я, по указанию Романа, установил конусы, и группа начала отрабатывать различные упражнения. Преимущественно они были направлены на чувство баланса. Среди упражнений были: максимально медленная езда, езда в стойке, езда с одной рукой, змейка с удерживанием мотоцикла коленями, резкий разгон и торможение с переносом веса тела и многие другие. Мы с Романом добавили немного соревновательного аспекта, так что наши ученики в ряде упражнений выявляли победителя. Вот правда о призах мы не позаботились, но ничего, учтем это в следующий раз. Через полтора часа акробатических упражнений Роман решил добавить элемент, максимально приближенный к реалиям езды на эндуро – проезд по лежащей на земле доске шириной 15-20 см. на небольшой скорости. Такое простое, казалось бы, упражнение не далось легко никому из участников, так что всем пришлось изрядно попотеть, чтобы начало получаться. Значит не зря учимся! Собственно, освоив основные упражнения на тяжелых эндуро-мотоциклах, мы завершили первый день обучения.

Утро второго дня удивило всех приятным потягиванием в мышцах, о существовании которых многие из наших «подаванов» уже успели позабыть. Процесс, как говориться, пошел! После завтрака мы опять отправились на площадку, где нас уже ждали совсем другие мотоциклы. Наши партнеры из «Эндуро 23» предоставили нам свои легкие 2-х и 4-х тактные 300 кубовые эндурики, на которых мы продолжили наши занятия. Сначала были уже знакомые нам упражнения на баланс, выполнять которые на легких мотоциклах стало заметно проще. Ну а далее мы отправились на ооф-роудную площадку. По пути туда нас ожидали лужи, камни и песок, а сама площадка была оборудована небольшими горками для тренировки спусков и подъемов и несколькими покрышками от грузовиков, имитирующих преодоление препятствий. Тут наши парни, конечно, оттянулись по полной! Без падений не обошлось, но спасибо ребятам из «Эндуро 23», которые помимо мотоциклов предоставили нам полный комплект экипировки.

Вдоволь потренировавшись на офф-роуд площадке, мы отправились на этих же мотоциклах в настоящую горную эндуро покатушку. Маршрут сначала пролегал по асфальтовым дорогам общего пользования, а потом плавно перешел в каменистую грунтовку. Первые километры ровного участка грунтовки сменились плавным спуском, превращавшегося местами в петляющий горный серпантин. В одном из поворотов наш ученик решил закрепить полученные знания об аккуратной работе передним тормозом на практике. Как оказалось, ключевой момент «аккуратная работа» не был усвоен, и дело закончилось классическим гравийным low-side (блокировка переднего колеса привела к заваливанию мотоцикла на бок). Падение пришлось на небольшой камень, этого хватило, чтобы пробить одну из крышек двигателя. Холодная сварка, 20 минут работы и ожидания, пауза на водопой и довольные лица всех участников процесса – вот оно, настоящее эндуро!

После полевого ремонта мотоцикла мы продолжили наш маршрут в сторону долины реки Псахо, к сухому каньону. Этот каньон представляет из себя русло пересохшей реки, по которому мы начали наш подъем на одну из смотровых площадок. Идеальное место для тренировок, должен вам сказать. Хотя поверхность каньона не каменистая, но вода проделала много неровностей в виде различных щелей и колей, которые следует грамотно переезжать или вовсе избегать. В общем ничего сверхсложного, но для неопытного райдера это именно то, что нужно. С небольшими падениями наши участниками уверенно поднимались вверх по каньону, до тех пор, пока на одном из мотоциклов не порвалась цепь. Видимо в результате падения на звено попал камень или еще что-то; в итоге замок цепи развалился, и мы не смогли ничего сделать на месте. Мне пришлось отдать свой мотоцикл для того чтобы наш ученик смог продолжить движение, ну а на сломанном накатом спуститься в удобное место и ждать, когда привезут новый замок цепи и инструмент для его установки. А группа меж тем продолжила подъем по сухому каньону и, преодолев небольшую горную речку, добралась до заветной точки – смотровой площадки, откуда открывается шикарный вид на небольшие поселки, высокогорные пастбища и, собственно, Черное море.

После небольшого перекуса в приятном кафе мы вернулись на площадку, где, переодевшись, мы пересели на привычные нам тяжелые эндуро BMW и направились в сторону Красной Поляны. Для закрепления результатов второго тренировочного дня Роман повел группу по старой заброшенной эстонской дороге, которая хоть и не является бездорожьем, но своими видами вполне соответствует маршрутам, в которые мы отправляемся на подобных мотоциклах. Насладившись пейзажами и даже преодолев пару препятствий, проезжая под заваленными деревьями, мы вернулись в Красную Поляну, где группу ждал заслуженный ужин и отдых.

Если утро второго дня напомнило всем о существовании в нашем организме мышц - стабилизаторов, то утро последнего тренировочного дня торжественно объявило о важности поддержания хорошей физической формы – болело все! Дав чуть больше времени на отдых и восстановление, мы отправились на наших тяжелых эндуриках осматривать Краснополянскую достопримечательность – Хмелевские озера. Надо сказать, что небесная канцелярия не впечатлилась нашими планами, поэтому подъем на «Хмели» сопровождался небольшим накрапыванием, изредка переходящим в проливной дождь. Сразу скажу, что с подъемом справились не все – дорога представляет из себя каменистую грунтовку, которая под дождём становится очень скользкой, что особо ощущается в местах с крутым подъемом. В итоге одна половина участников доехала до смотровой, а другая решила не рисковать мотоциклами и своим здоровьем, и спуститься вниз. Мы с Романом всячески приветствовали подобное решение, так как грамотный анализ и оценка своих возможностей являются важнейшими составляющими езды на эндуро. Кстати, важно отметить, что спуск с высоты по скользкой каменистой дороге занятие не из лёгких, и неопытному новичку это дается ой как не просто. Но все справились и без падений спустились на асфальт. Завершить ездовой день мы решили прохватом по горному серпантину, ведущему к одному из горнолыжных курортов Красной Поляны, откуда открываются шикарные виды на горные вершины и укрытые золотистой листвой леса. По возвращению в отель группу ждал ужин, на котором всем участникам были вручены сертификаты об успешном окончании 1-го курса езды на тур-эндуро, а после поход в баню, где можно было немного расслабиться и прогреть уставшие мышцы. На следующий день все начинающие эндуристы отправились домой.

Каков же итог нашего первого эндуро-обучения? Двое учеников изъявили желание продолжать заниматься, и записались на следующий курс, который стартует уже в апреле 2020 года. Еще один записался в наш тур на Алтай, впечатлившись работой Романа и его отношением к эндуро в целом. О чем этого говорит? А говорит это о том, что мы находимся на правильном пути, трезво оценивая уровень эндуро-подготовки среднестатистического мотоциклиста в России. Мы знаем, что этому особо никто не учит, а значит, что этому особо никто и не обучается. В конечном итоге это приводит к нежелательным падениям и травмам. Придумывая данные курсы, мы хотели повысить уровень езды наших райдеров, чтобы их будущие их путешествия были безопасны.

Эндуро тренинг в Сочи

Эндуро обучение в Сочи

Эндуро курс в Сочи

Эндуро обучение в Красной Поляне

Эндуро курсы в Красной Поляне

Эндуро курс в Красной Поляне

Эндуро обучение от Русмототревел

Riding adventure bikes on gravel roads

 

Riding adventure bikes on gravel roads

Riding adventure bikes on gravel roads