Перейти к основному содержанию

Няни - рассказ про путешествие в Магадан и специфику работы мотогида

В прошлом году мы попросили наших ребят написать серию постов. Майк сказал про Рыбачий напишет, Рома обещал про рации и методичку по эндуро, а Саша Р. сказал сделает рассказ про специфику работы гида.

Недавно он прислал свой рассказ, правильно будет сказать повесть, на 25 страницах. Когда мы прочитали его труды, то сначала подумали такое публиковать нельзя, слишком, местами, грубо, честно и прямолинейно.

Но, с другой стороны, не можем не признать, что все по делу и как есть, без прикрас. Мы решили опубликовать его рассказ. Сегодня первая часть.

Всем мото гидам посвящается. Даже не так, обязательно к прочтению всем, кто хочет работать в этой непростой стезе.

 

 

НЯНИ

Когда-то в далекой, далекой галактике

Ночлег был примитивный – жестяная крыша над головой и койка. Стиралка на улице уже часа два полоскала мой шмурдяк красного цвета от пыли и глины. Сейчас не вспомню по какой стране я ехал, где-то на востоке Африки, по дороге на север.

Задаваясь все теми же «вечными» вопросами, я рассматривал как организован бивуак большой группы западных туристов, прибывших на грузовике с прицепом. Машина была оборудована как полуоткрытый автобус, а прицеп являлся спальником со множеством ячеек под каждого туриста. Даже имея все необходимое с собой, эти люди всегда останавливались в специальных кэмпингах или местах с минимальными благами и в относительной безопасности.

Двоих членов команды этой экспедиции можно было без труда определить даже не по возрасту, хоть они и были вдвое моложе своих подопечных, их выдавало другое, и это мне сразу понравилось и подняло мой дух на фоне бесцельного возвращения. В них не было праздности, они находились на работе. У них все казалось по-настоящему, их рутина, направленная во благо страждущих внимания и покровительства людям, приносила незамедлительно видимые результаты. Они получали удовольствие от того, что являлись единственной опорой и надеждой в чужой стране далекого континента для нескольких десятков туристов.

Становление

Прошло пятнадцать лет с тех пор, как я впервые познакомился с коммерческим туризмом. Побывав в сотне стран, проехав на мотоцикле вокруг света, проведя в путешествиях несколько лет, я один раз был в туристической поездке с отелем и пляжем, после чего зарекся больше никогда этого не делать.

Лет десять назад, практически удовлетворив свои юношеские амбиции и завершив вольные путешествия по миру, я неожиданно обнаружил зачатки коммерческого мототуризма у себя в стране. Это было великое событие, предзнаменовавшее смену некоторых основополагающих вещей.

Хотя, недолго музыка играла, вместе с тем пришло и горькое осознание, что индустрия приключенческого туризма в России, по сути, мертворожденная. Проработав один сезон, компания свернула свою деятельность из-за очередного кризиса какого-то года. Да, в России хорошо, мне тоже понравилось со временем.

Но это не совсем классический маршрут. Все пути по Земле уже накатаны еще с 50х годов прошлого века, они складывались геополитическими, климатическими, географическими, транспортными и прочими особенностями стран и континентов. Они описаны множеством историй, истыканы вейпоинтами и проложены на картах и в путеводителях.

Долгое время мы оставались в стороне от этих дорог, пока особо дерзкие не рискнули приехать к нам. С ними происходило все, что угодно, кто-то остался здесь навеки, кто-то вернулся и рассказал, воодушевив или распугав последователей. Шли годы, времена менялись, рубль падал все ниже, халявы за баксы становилось все больше. Поубавился ментовский беспредел, выросли жулики и бандиты, подлатали, местами построили новые дороги, появился примитивный дорожный сервис, а в крупных городах - дорогие отели и рестораны.

Наконец, нашлись предприимчивые люди, способные продать это направление как туристическое. Работа непростая, хотя и целина не паханная. «Ну, а наше дело – сел, поехал. Ночь, полночь…». К тому времени, мне уже успелось потрудиться на ниве коммерческого отечественного и зарубежного мототуризма, понабраться опыта, разузнать нюансы. Все, чего не хватало для спокойной жизни – это хотя бы сезонной стабильности заработка в данном сегменте.

За 2-3 года группа людей, обладающих разными, выдающимися и не очень, способностями сделали Россию коммерческим направлением в мототуризме. Словосочетание «профессиональный мотопутешественник» стало иметь реальную под собой основу. Профессия мечты - профессия мотогида.

Москва-Владивосток

Шел второй сезон работы в компании, мы завершили непростой Транссиб – 25-ти дневное путешествие из Москвы во Владивосток. В этот раз был побит очередной возрастной рекорд в группе. С нами было двое американских ветеранов корейской войны, по 83 года каждому, и каждый из них проехал 10 000 км за 25 дней верхом на мотоцикле. Были с нами и другие достойные люди, в два раза моложе и быстрее, однако ультимативной целью команды было сохранить столь разнообразный народ в одной группе, не ущемив ни чьих ожиданий и, главное, доставить всех без исключения живыми и почти невредимыми на мотоциклах из Москвы во Владивосток за 25 дней, не выбившись из графика более чем на пару часов.

В этом можно найти удовлетворение сделанным. Ведь в частности благодаря тебе эти люди совершили, возможно, самый эпохальный поступок своей жизни, пусть даже и под самый ее конец. Но и ты от них получил взамен те эмоции, тот заряд оптимизма, который порой стоит дороже щедрых чаевых. А на чай всегда дадут сполна, если видели тебя в деле, если ты не халтурил, если человек перед тобой был всегда важнее интересов собственных или компании.

Когда ты становишься лидером группы, то самое мерзкое, что можешь сотворить – это не быть за одно со всеми вместе и одновременно с каждым отдельно, тайно или явно преследовать другие цели, думать о прибыли, о скорейшем завершении тура, возвращении куда-то домой к семье и прочему, не относящемуся к туру.

Прелюдия к Магадану

Наша квартира во Владивостоке была потрясающим образом выбрана на берегу океана. Она располагалась на первом этаже «сталинки» и имела выход с противоположной стороны через одну из комнат в небольшой палисадник. Чем мы не преминули ближайшим вечером воспользоваться, устроив пикник с барбекю из крабов, моллюсков и прочих контрабандных деликатесов.

У меня было несколько дней на смену команды, подготовку мотоциклов, закупку провианта, оборудования и запасных частей и, вообще всего на свете для начинающегося следом тура из Владивостока в Магадан. Он был первым в своем роде скаутовым туром, я сам его предложил провести. Сказали – сделали. В продажах помогло название «Дорога костей» - исковерканная до омерзения «пассионариями» история о «миллионах» репрессированных и прочая ересь про злых вождей. Мы не скрывали, что едем в скаут-тур, и возможны разного рода накладки, потому как направление новое и, к тому же, дикое.

Так или иначе, группа смелых путешественников в составе целых трех человек ожидалась нами к прибытию. Итого собиралось шестеро: 3 члена команды и 3 гостя из разных стран, некоторых из которых мы уже знали по предыдущим турам. После страшно разношёрстного Транссиба с группой в 15 человек, наш предстоящий поход в дичь обещался быть намного спокойнее.

За 2-3 дня мы сделали все необходимое, скупили пол китайского шмурдячного рынка, обслужили 6 мотоциклов и машину с прицепом, и у нас еще оставалось время на вечера в палисаднике. С каждым днем бутылок становилось больше, а посиделки длиннее. И вот появилось то чувство, когда так хочется еще побалдеть, но неотвратимый и опасливо вожделенный старт уже завтра в 07.00.

Владивосток-Магадан, Начало

Наверное, к этому невозможно будет никогда привыкнуть. Уже было сказано много слов и сделано много дел, а старт всегда предполагает беспокойство. Всяко что-то забыли или не сделали, или не сказали, но все уже в прошлом, как что делай свое дело и будь что будет. Проезд, как часто бывает, под дождем по Владивостоку даже с небольшой группой – это челендж.

Памятуя полный драматизма вечерний променад по прибытии Транссиба с американскими ветеранами, в то утро я думал обойтись без резких движений, как и в начале любого дела, а тем более тура на Колыму.

Я всегда мечтал, держал в запасе, не знал, как подступиться к Колыме. Объездив весь мир, 5 раз пересекав экватор, я так и не был там, куда собирался еще до всех африк и америк – на русский север. Но как поехать туда, праздно посмотреть? Это не то место, туда надо ехать по делу. Пусть Колыма - больше восток, чем север, речь не о географических полюсах и направлениях. Туда либо надо, либо не надо. Зовет то, что вожделеешь и, одновременно боишься обрести – это покой.

Весь путь из Владивостока до Магадана мы разделили на 3 этапа и, соответственно, готовились к каждому из них отдельно. Сперва предстояло вкатиться пару дней по трассе «Амур» до Большого Невера, где резко на север уходит автодорога «Лена». Хабаровск и Благовещенск для нас как родные - с хорошими отелями и ресторанами, с вечерней жизнью, архитектурой и вечерними променадами по набережной, плавно и деликатно погружали гостей в походную жизнь.

Ребята привыкали к новым мотоциклам, особенностям езды и прочему, 2 000 км хороших асфальтированных дорог с небольшим трафиком – то, что нужно в первые дни непростого путешествия. На фоне видимого расслабона, команда уже готовилась к следующему этапу.

В Благовещенске по прибытии мы направились прямиком на шиномонтаж, менять дорожную резину на злость. Вдвоем мы переобули шесть мотоциклов за вечер и перегнали их в отель, пока третий постоянно находился с группой: заселял в отель, водил на ужин, в бар и на набережную посмотреть вживую Китай через реку Амур. Все это было частью продуманного заранее плана. Любой из гостей мог по желанию провести этот вечер с монтажкой в руке или же с кругалем пивалды, но мы с Антоном вдвоем управились.

Антон - мой напарник, замыкавший группу на мотоцикле. Третий в команде был Макс, он ехал на Тойоте с прицепом всегда позади нас, и никому и ни при каких обстоятельствах нельзя было остаться сзади него.

По утрам в Благовещенске часто солнечно и малолюдно, наверное, был выходной. Мы собирались не спеша, смеялись, шутили, восхищались новыми шинами, хотя мы с Антоном догадывались откуда обновки появились спозаранку на мотоциклах.

Впереди предстоял еще один день езды по «Амуру» и второстепенным дорогам вокруг города Свободного, однако всегда по асфальту. Это немного обескураживало, ведь мотоциклы уже приняли вид, ощетинившись торчавшими шашками, которые по асфальту точить - сердце обливалось. Однако, таковы были реальные условия путешествия, следующий город на нашем пути находился более чем в 2 000 км на северо-восток, и это был уже Якутск. На несколько дней мы лишались ставших привычными благ цивилизации.

После Благовещенска следующая ночевка была запланирована уже на «Лене» в поселке Соловьевск, и у нас не было абсолютно никаких иллюзий по поводу качества этого ночлега и доступных благ в округе.

Скорость пришлось еще сбросить, чтобы нормально обкатать новые шины. Но я уже стал замечать сзади, как будто бы сами собой разумеющиеся «открытия» на обочинах и проселках. Это позволяло получить легкий дрифт и жирный след, а если повезет, метнуть в коллегу сзади камнем из под колеса…а ведь многие в группе уже были пенсионерами.

Я был умиротворен в тот вечер тем, что наш ночлег в Соловьевске не вызвал эффекта разорвавшейся бомбы в группе. Как минимум, люди были морально подготовлены и предупреждены, а все условия по обеспечению максимально возможного комфорта мы в свою очередь выполнили. Просто, начался второй этап путешествия - по трассе «Лена» на север до Якутска, и с ним начались приключения. А когда вокруг такое происходит, то абсолютно нет никакого дела где жить и чем питаться, ведь все человеческое естество направлено на выживание или как минимум на мысли об этом.

Команде прибавилось забот, теперь один из нас должен был стать поваром по совместительству. В лучшем случае, у нас будет возможность пообедать где-то в кафе на трассе, но завтрак и ужин ложился на плечи команды, точнее Антона, он как-то мужественно принял на себя этот вызов, благо провианта мы взяли с запасом, и меню он составлял достаточно разнообразное, от чего мы все развеселились и разговорились за ужином в маленьком холле поселкового общежития. В голосах зазвучали нотки бравады, глаза поблескивали от вина, напряжение спало. Настало время сказать что-нибудь жизнеутверждающее, выпить за это и пойти спать, ведь завтра все только начиналось, и нужно было лимитировать излишества.

Нам рассказывали многие, и мы знали про 60-80 км плохой дороги через хребет за Соловьевском. Но что такое «плохая» дорога? Каков уровень «плохизны», чем измеряется и от чего зависит? Утром светило солнце, и после чудесного завтрака от Антона, мы выстроились как один подкачивать колеса от Тойоты Макса.

Что день грядущий нам готовил, я всегда старался рассказать на утреннем брифинге. Но ни для кого не было секретом, что я ехал по этой дороге так же в первый раз, как и все остальные, в этом был минус, пришлось давить авторитетом, а раз такое дело, то каждый промах, каждая ошибка снижает его, лажать категорически было нельзя. Но и бравада с моей стороны стала бы преступной халатностью. Нужно балансировать на очень тонкой грани, не давая разойтись одним и не оставляя других.

Как поубавить пыл в людях, месяцами мечтавших об этих приключениях в пыли и грязи, заплативших кучу денег, разруливших массу дел и прилетевших с разных концов Земли?! А как уследить за отставшими, увидеть их проблемы, подбодрить, подучить, постараться вовремя предупредить неприятности? Это извечная задача во всех турах для команды в целом и для того, кто ведет группу, в частности.

Участок дороги после Соловьевска оказался действительно в плохом состоянии. На нашу удачу погода стояла засушливая, и грязи не было. За то была пыль. Она стала самой главной, первоочередной проблемой и опасностью. Во-первых, я мог видеть только одного - едущего за мной. Все остальные скрывались в облаке пыли.

В свою очередь, те, кто ехал сзади, должны были держать приличную дистанцию, чтобы видеть дорогу. Однако, растягиваться до бесконечности мы не могли и приходилось глотать пыль и лавировать между камнями и лужами рыхлого грунта. Пыль поднимали не только мы. «Лена» является федералкой, и движение на ней достаточно оживленное. Кроме того, работала дорожная техника. Обгоны на скорости давались особенно тяжело, практически в отсутствии видимости.

Когда покрытие становилось более-менее ровным, скорость всего транспорта автоматически увеличивалась. Пыли становилось все больше, камни летели все сильнее. Я все реже видел пелотон сзади….