Перейти к основному содержанию

Алтай и Чуйский Тракт - отчет о туре июнь 2019

Недавно закончился наш первый тур по Алтай. Майк, один из гидов, написал небольшой отчет о поездке, которым мы и хотим с вами поделиться. Приятного чтения.

Алтай - сказочная страна, одна из жемчужин в короне Сибири и одно из самых удивительных и красивых мест в России. Мы долго хотели приехать сюда, готовились и наконец-то это свершилось. И это было невероятное путешествие!

У нас подобралась замечательная команда: Грегори из Словении - для которого это было первое подобное мотопутешествие, Марко из Голландии - который уже объездил почти весь мир, Андрей с Юлией - наши прекрасные друзья, мой коллега - Рома "Grom", прекрасный человек и отличный гид и я - Майк.

Мне хочется немного рассказать о нашем путешествии, поделиться эмоциями и конечно же, сподвигнуть всех на новые открытия, а если вы не были на Алтае, то заставить вас задуматься о путешествии в это удивительное место.

 

День 1

В предыдущий вечер по прибытию, мы все поближе познакомились за ужином, а утром вскочили в сёдла мотоциклов (я в машину), выехали из Новосибирска в сторону Бийска. Федеральная трасса не самое увлекательное место, но это отличная возможность вкататься, привыкнуть к мотоциклу и к езде группой. Ближе к концу маршрута мы заехали на нулевой километр и в музей  знаменитого Чуйского тракта, осмотрели маленькую коллекцию старой советской техники (от мотоциклов и авто до аэроплана и паровоза) и отлично провели вечер на турбазе недалеко от Белокурихи.

День 2

В этот день началась по настоящему интересная дорога, петляющая по живописным предгорьям Алтая с его серпантинами и прекрасными видами. В Горно-Алтайске мы посетили национальный музей  им А.В.Анохина, где увидели "Принцессу Укока" - мумию найденную в 90-х годах в одном из курганов на плато Укок. Музей большой и очень интересный. Затем у нас было 150 километров  дорог в ливень с градом, которые все мужественно проехали и это даже добавило определённых эмоций и ощущений. В одной из деревенек, где мы остановились передохнуть, познакомились с очень колоритными местными жителями, которые сфотографировались у каждого нашего мотоцикла. Вечером в Артыбаше, вкусно поужинали и поделились первыми впечатлениями.

День 3

Рано утром мы примчались на пристань, погрузились на паром  и отправились в 7-часовое плаванье по Телецком озеру, с северного на южный берег. Это озеро называют младшим братом Байкала за его вытянутую форму, большую глубину и чистоту. Чем-то это место напоминает норвежские фьорды - озеро узкое, окружённое заросшими тайгой горами с ниспадающими с них водопадами. Мы плыли сквозь облака, парящие над самой водой и это были просто сказочные моменты никого не оставившие равнодушным.  На южном берегу мы остановились на турбазе, сходили в баню - это особенно интересно было нашим гостям из Европы. И хотя на мотоциклах мы проехали совсем немного, но день был полон впечатлений!

День 4

В этот день начались настоящие внедорожные приключения! В Телецкое озеро впадает река Чулышман, текущая по горной долине, местами широкой, а местами напоминающей каньон и по этой долине идёт грунтовая дорога, с небольшими бродами, песком, крутыми подъёмами и спусками. И здесь все наконец то вырвались на свободу, помчались поднимая пыль и брызги, распугивая пасущихся коров и лошадей. 

В моём личном рейтинге, эта дорога входит в Топ 3 самых любимых мотодорог и она стоит того. 

Но нашей целью был водопад Учар - один из самых крупных на Алтае и один из самых красивых. Для того что бы на него попасть, надо переправиться на другой берег реки и пройти около 9 километров по горной тропе, с переправами по брёвнышкам через горные ручьи и небольшие расщелины. Тропа очень живописна, но требует определённой выносливости, а в жаркий день, который выдался нам - это было не просто. Сначала на полпути повернул назад Марко, Юлия не дошла буквально километра, но Грегори, Андрей и я добрались до цели и она того стоила.

Каскадный водопад с рёвом ниспадающий между огромными валунами завораживает и он заслужено пользуется популярностью у туристов. Полюбовались, передохнули, вернулись назад и по той же дороге опять рванули к турбазе. И тут нельзя сказать, что одной и той же дорогой ехать скучно - утром и вечером она предстаёт в разном освещении и возвращаться по ней было не менее интересно. И особенно хочется отметь Грегори. Человек, который до этого практически не съезжал с асфальта - очень бодро и смело проехал весь маршрут, преодолев и песок и броды и глубокие ямы, браво!

День 5

От Телецкого озера до перевала Кату-Ярык - 70 километров вдоль реки Чулышман. В последние годы эту дорогу расширяют, раскатывают грейдером, что с одной стороны делает её доступнее, но с другой стороны, лишает того дикого очарования, которые были в ней ещё 10-15 лет назад. Этот процесс не очень быстр, но советую поторопиться, пока там не начали укладывать асфальт. Но пока дорога ещё полна духа приключений и ехать по ней одно удовольствие. 

В её конце находится перевал Кату-Ярык, длиной 3,5 километра, поднимающийся из долины Чулышмана на горное плато, по которому дорога ведёт к Чуйскому тракту через леса, поля и перевалы с которых открываются великолепные виды на заснеженные горные хребты. Мимо горных озёр, мимо пасущихся на зелёных лугах лошадей, сквозь тайгу вы доедете до Красных Ворот - прорубленного в скалах прохода, на которых сохранилась историческая надпись советского солдата, возвращающегося с войны на свою Родину. 

Многие машины не могут самостоятельно взобраться на перевал, так как нижняя его часть довольно крута и их тянет за собой трактор, но для мотоциклов нет особой сложности на него подняться, а вот удовольствия эта часть пути доставит немало, тем более что наверху открывается потрясающий вид. На пересечении Чуйского и Улаганского трактов находится село Акташ, в котором мы и остановились на ночлег.

День 6

Грегори сказал, что Чуйский тракт - дорога, созданная богами мотоциклизма. В последние годы её полностью отремонтировали и теперь это отличного качества трасса, пересекающая весь Горный Алтай. Повернув от Акташа на восток, через 90 километров мы достигли села Кош-Агач, недалеко от границы с Монголией.

По дороге мы свернули с тракта и заехали в живописное место под названием Марс, названного так в честь красно-оранжевых холмов. Здесь тоже грунтовые дороги, отличные виды и небольшой маршрут для пешей прогулки.

Недалеко от Кош-Агача, по дороге ведущей на плато Укок есть культовое сооружение бронзовой эпохи - Тархатинский мегалитический комплекс. Это камни различного размера, сложенные в правильный круг и ориентированные по сторонам света, на которых находятся петроглифы - древние наскальные рисунки. Это место для местных жителей является сакральным, здесь проводят свои камлания шаманы и алтайцы делают подношения духам Алтая. Это место называют Алтайским Стоунхенджем и оно наполнено какой-то своей, особенной атмосферой. Вдоль дороги пасутся стада верблюдов, а мотоциклы несущиеся через степь и оставляющие за собой длинные хвосты поднятой пыли, напоминают кадры из фильма MadMax.

Мы возвратились немного назад и заехали на юртовую стоянку, где имели удовольствие послушать традиционное алтайское горловое пение, сопровождаемое игрой на национальных музыкальных инструментах. Певец-сказитель рассказал нам немного об этой культурной особенности алтайского народа и ответил на разные вопросы. Интересное место и всем нам очень понравилось!

Поехали дальше и свернули в Курайскую степь - обширную долину лежащую у подножия северного Чуйского хребта и отличающуюся потрясающими видами. Залитая солнечным светом она производит непередаваемое впечатление и в разные месяцы, меняет свои оттенки, от зелёно-синего весной и ранним летом, до золото-голубого во второй половине лета и ранней осенью. Удивительное место, которое произвело на всех нас большое впечатление. А в самом конце дня наша группа разделилась - Грегори, Андрей с Юлией и я пошли на Гейзерное озеро, а Роман с Марко помчались разведывать дорогу на Акташинский ретранслятор. Хотя Гейзерное озеро к гейзерам никакого отношения не имеет, но место очень приятное и красивое. Это маленький прудик в заболоченном лесу, в котором бьют ключи, создающие концентрические песчаные круги на дне. Красивое место и очень уютное.

День 7

Рядом с посёлком Акташ есть гора с вершиной на высоте чуть более 3000 метров над уровнем моря и на которой стоит ретранслятор. В советское время это был пункт правительственной связи с Монголией, а сейчас это вышка сотовой связи, обеспечивающая покрытие большой части прилегающей местности. Само это место и дорога к нему - наверное одно из самых ярких впечатлений всего маршрута и никого кто туда поднялся, не оставляет равнодушным.

Всего 12 километров на самый верх, но это небольшое расстояние потребует очень хорошего опыта и подготовки, "злой" резины и в некоторой степени - отваги. По части дороги ведущей вверх весной протекает река и её сильно размывает и преодоление камней и ям требует большой сноровки, и даже Роман с Марко - люди имеющие очень богатый опыт езды по бездорожью, оказались под впечатлением!

И именно здесь Марко - человек побывавший в не менее чем 20 турах по всей планете, сказал Wow! Проехав мимо заброшенных ртутных шахт и отвалов породы, поднявшись по крутым щебёночным склонам, вы будете вознаграждены - перед вами откроется потрясающий вид на горы и Курайскую степь, а в хорошую погоду вы увидите вдалеке Белуху - высочайшую вершину Алтая и Сибири.

Из-за состоянии дороги, Грегори и Андрей с Юлией утром оставили мотоциклы у отеля и поднялись сюда на минивэне, что гораздо безопаснее и то же остались под большим впечатлением. Вернувшись с ретранслятора, наша команда отправилась по Чуйскому тракту вниз, в сторону Горно-Алтайска. Мы заехали на стрелку Чуи и Катуни, сфотографировались на Семёновском перевале и провели чудесный вечер за ужином в гостинице, стоящей на острове посередине реки.

Чуйский тракт недаром входит в Топ 10 лучших дорог для мотопутешествий, по версии National Geographic и в лично рейтинге Грегори - он занял первое место из всех впечатлений нашего путешествия. А ещё хочется отметить невероятную чистоту - это особенно поразило Андрея с Юлей, они такого не видели нигде в России и это действительно поражает! Помимо того, что в Горном Алтае нет никакого крупного промышленного производства и минимальный дорожный трафик, просто на обочинах нет никакого мусора!

День 8

Как нам не хотелось прощаться с Алтаем, но время ограничено и наша дорога лежала в Новосибирск. Но мы не могли пропустить ещё одну замечательную достопримечательность - байкпост Игоря "Чёрного Африканца". Этот, без преувеличения, знаменитый  и замечательный человек, привечает у себя всех мотопутешественников (и не только), предоставляя им кров и кухню, гараж и ремонтную зону со всеми необходимыми инструментами.

У Игоря золотые руки и многим он делает багажники, кофры или другие вещи, особенно необходимые перед отправлением в Монголию. Человек очень душевный и его байкпост уже стал настоящим музеем с книгой отзывов и множеством необычных артефактов. Будете на Алтае - обязательно загляните к нему. Все мы прониклись атмосферой и дружелюбием этого места и это был заключительный аккорд  в нашем путешествии по Алтаю. Вернувшись в Новосибирск и передохнув, мы всей нашей дружной командой сходили на ужин и погуляли по городу, побывали в музее водки и если Грегори - словенец и так нам близок по духу и культуре, то Марко заметно обрусел и в нём стало куда меньше европейской строгости!

Заключение

Это было славное путешествие. Нам повезло с погодой и с хорошими людьми, мы увидели пусть и не все, но многие красоты Алтая. Мы получили бесценный опыт и впечатления и надеюсь, Марко с Грегори по настоящему прониклись Россией, Сибирью, её красотой и душевностью.

Это было круто!

Марко - спасибо тебе за эти дни и ждём тебя в гости снова!

Грегори - ты стал моим другом и было очень интересно общаться с тобой, русские и словенцы - братья!

Андрей и Юля - вы невероятны и каждая поездка с вами, для меня - настоящий праздник!

Мы старались и надеюсь, что все вы полюбил Алтай и что это путешествие останется в вашем сердце и памяти навсегда. Надеюсь, мы ещё увидимся, ведь Россия такая огромная и в ней ещё столько красот и увлекательных дорог! Спасибо нашему бэкоффису RUSMOTOTRAVEL в лице Олеси и Сони за помощь и поддержку, огромное спасибо Вадиму Шпилевскому, с которым мы за трое суток доехали на машине с мотоциклами в прицепе от Москвы до Новосибирска, спасибо всем моим коллегам - гидам и конечно же Алексу Никонову за организацию туров по России и руководство. Отдельная благодарность Роману как ведущему гиду, за отличный тур, маршрут и компанию.

Всем отличного сезона!

Майк