Перейти к основному содержанию

Как поехать в первое мотопутешествие?

К нам часто обращаются с вопросом, как начать путешествовать на мотоцикле. Поэтому мы написали об этом небольшую статью, которую и представляем вашему вниманию. Далее текст нашего гида Майка Б.

Мне повезло, я пришёл в мототуризм подготовленным - у меня за плечами были годы велотуризма, в том числе категорийного (с подачей заявки, определением маршрута, сдачей отчёта в туристическую комиссию и пр.) и я в целом уже имел опыт автономных путешествий и подготовки к ним, хотя первое моё мотопутешествие (в Европу) преподнесло мне не мало сюрпризов. А для человека, не имеющего опыта длительных самостоятельных путешествий, да ещё и на мотоцикле - вопрос правильной подготовки очень важен.

Конечно, первое путешествие не подразумевает кругосветки или пятинедельного рейда на Памир, но даже первый выезд на 2-3 дня и 500-1000 км может стать решающим в общем восприятии этого процесса. И если негативный опыт может вообще отбить охоту ездить на мотоцикле, то позитивный может подарить страсть, которая откроет человеку новый мир.

В моём случае, именно мотопутешествия подарили мне огромное количество впечатлений и эмоций, множество друзей, а теперь ещё и увлекательную работу!

На мотоцикле я проехал по более чем 40 странам, по трём континентам, да и в России увидел во много раз больше мест, чем до этого.

Итак, как же начать путешествовать на мотоцикле?

1. Не бойтесь – у вас впереди настоящее приключение. Для начала следует начать с короткого 2-4 дневного выезда, понять какого это, набраться немного опыта, а потом уже глядишь - и вы за тысячи километров от дома. Чем дальше от крупных городов, тем меньше трафика, больше природы и красот, а люди проще. Если что-то случится, вам всегда помогут, а если вы едете с компанией, то тем более.

2. Правильно экипируйтесь – надо помнить, что в отличии от авто, на мотоцикле даже небольшое столкновение или падение может закончиться травмой. Правильная экипировка поможет минимизировать риски, она должна быть комфортной и соответствовать погодным или климатическим условиям.

В идеале, нужно приобрести туристический костюм с мембраной и хорошей вентиляцией – он подойдёт почти на все случаи в жизни, а для путешествий будет наиболее универсальным. Впрочем, для коротких поездок подойдёт любая экипировка, главное предусмотреть погодные условия и использовать, например, термобельё как для жаркой (охлаждающее), так и холодной (согревающее) погоды, и конечно же дождевик.

3. Подготовьте мотоцикл – вы должны быть уверенны в технической исправности своего транспортного средства. Проверьте тормозные колодки, цепь/ремень (в случае их наличия), давление в покрышках и их состояние.

У меня была история, когда в Мурманске пришлось искать два дня редкий размер задней резины, так как моя стёрлась до корда по пути из Москвы. Проверьте состояние аккумулятора и электрики, если путешествие предполагается длительным, то нужно протянуть все болты и гайки.

Возьмите с собой минимальный набор инструментов, ремкомплект для камер/покрышек, армированный скотч и пластиковые стяжки. Если перед выездом вы отдали мотоцикл на ТО в сервис – хотя бы день покатайтесь по городу и проверьте все ли болты на месте и затянуты – к сожалению, нередки случаи, когда в мотосервисах забывают нормально что-то закрутить. Так вы выявите возможные "косяки" рядом с домом, а не в 500 километрах от него.

4. Дополнительное снаряжение – отправляясь в путешествие на несколько или более дней, вам необходимо с собой взять гражданскую одежду, смену белья, гигиенические принадлежности, зарядки для гаджетов, дождевик и другие личные вещи.

На мотоцикле должны быть кофры, как альтернатива можно использовать непромокаемый баул, дорожную сумку или рюкзак, прикрепив их на заднее сиденье или багажник сеткой и резинками.

На случай дождя рюкзак или сумку можно упаковать в плотный полиэтиленовый пакет. Ещё я настоятельно рекомендую иметь с собой запасную пару перчаток, на случай, если основные промокнут или не успеют высохнуть.

5. Аптечка и безопасность – важные элементы в путешествиях. Лично я вожу с собой среднего размера аптечку даже в городе, а в путешествиях она просто необходима. Состав её может быть индивидуальным, но я стараюсь укомплектовать её на "все случаи жизни": перевязочные материалы, пластыри, обезболивающее, обеззараживающее, от отравлений, от ожогов, от аллергии, простуды и прочее. В конце концов, она может сильно выручить кого-то другого в случае оказания вами первой помощи. В наших турах один, а то и оба гида всегда везут с собой расширенные аптечки со всем необходимым.

Безопасность вашего мотоцикла, тоже надо учесть – лично я, уже давно не вожу с собой моточехол, хотя в ряде случаев, прикрыть мотоцикл от посторонних глаз бывает нелишним, то же самое относится и к цепям и замкам на диск. У меня есть и то и другое, но в жизни я последний раз пользовался ими несколько лет назад, так как ночёвки подразумевают отель с закрытой стоянкой и/или видеонаблюдением или палаточную стоянку в уединённом месте.

Тем не менее, если место позволяет, то блокиратор можно и взять. Некоторые берут с собой и средства самозащиты, но мне за 11 сезонов что-то подобное ни разу не понадобилось, хотя перцовый баллончик в ряде случаев может помочь от агрессивных собак или пьяных неадекватов.

6. Маршрут и навигация – это тоже важный аспект в мотопутешествиях. Маршрут нужно спланировать так, чтобы получить максимум удовольствия, избежать опасных ситуаций и уложиться в обозначенные сроки.

Для начинающих опасными могут оказаться сложные грунтовые участки, ремонты дорог или значительные перепробеги и как следствие усталость и езда в тёмное время суток. Лучше уделите больше времени осмотру достопримечательностей и отдыху и проложите маршрут в объезд федеральных трасс и загруженных шоссе. Заранее поищите информацию о том, что есть примечательного по пути и отметьте себе эти точки.

Для навигации удобно использовать специализированный мотонавигатор или смартфон, который можно закрепить на руле или у приборной панели с помощью специальных держателей. Программу навигации можно использовать по вкусу, но лично я предпочитаю Яндекс-Навигатор и Maps.me. Если у вас нет возможности закрепить смартфон перед глазами, то подсказки навигатора можно вывести через блютуз-гарнитуру в шлем, но этот метод не очень удобен и чреват ошибками при проезде сложных перекрёстков.

7. Документы и деньги – я думаю, все понимают, что с собой необходимо иметь права с открытой категорией А, СТС и ОСАГО. Хотя мотоциклистов вне городов останавливают редко, но это как минимум необходимо по закону.

У меня есть друг, который без прав совершил путешествие на 25 000 км от Мурманска до Магадана, но он и реально упёртый товарищ и лично я, такое не приветствую.

Дорожная сеть и сервисы в России совершенствуются, но ещё есть множество мест, где карты не принимают или сеть не работает и поэтому необходимо иметь с собой запас наличных. В длительных путешествиях так же стоит иметь с собой копии документов (паспорт, права, стс) и хотя бы небольшую сумму денег убранные поглубже, на случай утери оригиналов или кошелька. Так же всегда имейте запас денег на непредвиденные расходы, например эвакуацию себя и мотоцикла в случае его поломки или другого происшествия.

8. Компания и попутчики – путешествовать можно, и одному, и в компании, это дело вкуса, но для начинающих проще и надёжнее это делать с более опытными путешественниками, которые и подскажут и помогут и поддержат.

Но надо учитывать, что от выбора компаньонов очень многое зависит и если вы не совпадёте характерами, стилем езды, мировоззрением, то всё путешествие может оказаться испорченным. В лучшем случае – вы просто разъедетесь каждый своей дорогой. Поэтому ища компанию выбирайте проверенных людей или тех, с кем вы находите общий язык. По опыту мотогида могу сказать, что у нас в группах бывают очень разные люди, но за счёт гидов и общей дисциплины, новичкам очень комфортно.

9. Планирование – очень важно в путешествии и чем нельзя пренебрегать. О некоторых аспектах я упомянул в разделе о маршрутах и навигации, но здесь расскажу подробнее.

Вы должны учитывать свои возможности, самочувствие, погоду, время и многое другое. Вам надо знать расход бензина и объём бака и заранее предусматривать заправки. Отели для ночлега тоже стоит подыскивать заранее и, если вы уверенны, что идёте по графику, бронировать. У меня была история, когда я не смог найти свободный отель вечером и ехал в ночи ещё десятки километров в поиске ночлега.

Учитывайте ремонты дорог, которые могут вас задержать, расписание паромов, погодные условия.

 

10. Еще несколько советов:

а) Если вы в дороге стали засыпать – остановитесь, попрыгайте, умойтесь холодной водой, выпейте кофе на заправке. Не подвергайте себя риску – поверьте, почти у каждого опытного путешественника бывали случаи, когда он “просыпался” на встречке или почти на обочине и им очень повезло, что там в этот момент никого не было!

б) В темноте ездить по загородным дорогам может быть опасно, так как видимость ограничена, а на них встречаются препятствия в виде ям, животных и иногда людей. Старайтесь приезжать в пункт назначения засветло или в хотя бы в сумерках и учитывайте, что в южных широтах летом темнеет раньше и стремительнее.

в) Возьмите с собой запасной телефон на случай, если ваш основной разобьётся/промокнет/сломается. В этом случае вы всегда будете на связи. Кладите смартфон во внутренний карман куртки, но не в боковые карманы штанов. Я однажды просто завалился на месте и раздавил экран смартфона, лежащего в боковом кармане.

г) Всегда кладите ключи от мотоцикла в один и тот же и защищённый карман или вешайте на шею. Потерять в путешествии ключи очень неприятно.

д) Ветрозащита – для длительных поездок очень важный фактор. Хорошая ветрозащита снимает напряжение с плеч и шеи, снижает шум от ветра и делает поездку более комфортной и безопасной. Туринговый ветровик или хотя бы дефлектор вам помогут.

ж) Берите с собой дождевик, бахилы и ещё в поездках можно использовать водонепроницаемые носки.

з) Имейте с собой хотя бы небольшую бутылку с водой и какие-то снеки (орехи, сушёные фрукты, мармелад и т.п.) на случай, если вы проголодаетесь, а перекусить будет негде.

 

Самое главное, будьте открыты к миру и позитивно настроены. Относитесь к мотопутешествиям, как к увлекательным приключениям. Благодаря им можно многое увидеть и понять, найти друзей и товарищей, быть частью мира вокруг, а не просто наблюдать за ним из окна автомобиля.

Будьте вежливы, приветствуйте других мотоциклистов, благодарите автомобилистов, которые уступили вам дорогу или пропустили вперёд. Будьте приветливы с теми, кто подойдёт к вам поинтересоваться вами или вашим мотоциклом, поверьте – для многих вы герой и им искренне интересно с вами пообщаться.

Если вас накрыло ливнем, у вас спустило колесо, вы застряли в грязи или ещё что-то приключилось – именно это вы будете вспоминать спустя месяцы и годы!

Живите, радуйтесь, путешествуйте!

Как поехать в первое мотопутешествие

Как поехать в первое мотопутешествие

Как поехать в первое мотопутешествие

Как поехать в первое мотопутешествие

Как поехать в первое мотопутешествие

Как поехать в первое мотопутешествие

Как поехать в первое мотопутешествие

Как поехать в первое мотопутешествие

Как поехать в первое мотопутешествие

Как поехать в первое мотопутешествие